Педагог-психолог

                                   

 

                                           

НАШ САЙТ ПЕРЕЕХАЛ http://nf-sch4.edumsko.ru/

 

Педагог-психолог

 Психолог - Варламова Наталья Александровна (высшая квалификационная категория)

 

 

 
Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.
       В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне.
       Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.
       И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.
       И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

  

 Рекомендации родителям

1. Как помочь ребенку адаптироваться в 1 классе

2. Памятка родителям первоклассников

3. Научите ребенка простым действиям

4. Выступление на родительском собрании 1 класс ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МЕСЯЦ

5. Общаться с ребенком. Как?

6. Агрессия

7. Памятка для внимательных родителей

8. Я и мои ценности. Занятие для учащихся 6-7 классов

9. Рекомендации выпускникам и родителям по подготовке к ЕГЭ

10. Составление интеллект-карт в рамках подготовки к ЕГЭ

 

 Наделя психологии апрель-май 2013 года

                                                                                                                       При мысли великой, что я человек,

Всегда возвышаюсь душой.

                                                                В. А. Жуковский

В конце апреля начале мая 2013 года в школе прошла Неделя психологии «Мир моей души». Цели недели:  создание  условий  для  проживания  и  осмысления  нового  опыта, новых  ситуаций  жизнедеятельности  и  общения.  Способствовать сплочению школьного коллектива; помочь каждому ребенку осознать себя частью школьного коллектива; оптимизировать межличностные отношения в классных коллективах, навыки и способы общения; выявить уровень психологического комфорта среди участников образовательного процесса.

 Сегодня такие мероприятия, без преувеличения, - популярные виды психологической работы, как с детьми, так и с взрослыми. В основе мероприятия «Большая» психологическая игра с ее огромными возможностями. Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации.

1 День  откровений: «Если ваша жизнь потускнела, просто сотрите с неё пыль».

Сначала посмотрим на это событие глазами его участника – обучающегося, учителя, другого взрослого, работающего в школе. Вы подходите к школе и на ее дверях обнаруживаете странный плакат: «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». И пока в голове прокручиваются различные объяснения всех этих странностей, на пороге школьного холла вас встречает психолог или кто-то из старшеклассников и, вручив небольшой квадратик бумаги, протягивает коробочку со словами: «Опустите, пожалуйста, этот квадратик в ту прорезь, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению». На следующее утро вас встречает в холле большой плакат. На нем четыре диаграммы и все объясняющий текст. И все понятно: вчера утром школьники и взрослые пришли в основном с хорошим настроением, а ушли, почему-то некоторые, настроение которых было снижено. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы. Очень многие в этот день немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется  их настроение и как влияет на окружающих.

В этот же день проходил школьный конкурс рисунков  «Мир моей души».  Классные руководители и обучающиеся 1-6-ых классов  отмечены  грамотами и благодарственными письмами.

2 День мудрости и внимательности: «Самая настоящая роскошь – роскошь человеческого общения».

         Самая интересная, смешная акция «Винни-Пух и все, все, все». Эта акция затрагивает почти каждого «жителя школы», вызывая неподдельный интерес к происходящему. Отлично подходит для начала недели психологии, задавая ей загадочный и праздничный тон.

Цели такой акции были таковы:

Активизировать познавательный интерес участников образовательного процесса;

Создать условия для реализации активной жизненной позиции;

Расширить представления о самом себе и участников акции;

Привлечь внимание к деятельности социально-психологической службы;

Участники: все желающие - обучающиеся, педагоги, родители, работники школы.

В назначенный день утром всех пришедших в школу встречает психолог с помощниками и предлагает принять участие в акции: выбрать одного наиболее симпатичного героя из истории про Винни-Пуха и проголосовать за него. Поскольку мы начинали этой акцией неделю психологии, то довольно быстро и неожиданно стали призывать людей таким образом: «Внимание! Сегодня начинается «Неделя психологии» в школе! Давайте начнем ее необычно и интересно!» Далее всем заинтересовавшимся рассказывалось об акции «Винни-Пух и все-все-все».

В течение дня голосование проходило с разной интенсивностью. Утром (в начале смены) в акции принимали участие самые смелые и активные «жители школы». После 1-2 урока они же приводят остальных. На переменах основной темой разговоров становится акция и ее тайный смысл (многие из ребят уже знают, что психологи не делают что-то просто так). Со временем количество «агитаторов» растет, и приходят голосовать самые скромные тихие дети, педагоги, работники школы. Заметим, что этап голосования - один из самых интересных этапов. Редко когда в школе удается увидеть столько пытливых взглядов, услышать столько логических объяснений происходящего. В то же время именно в период голосования психолог должен превратиться из понимающего, готового «обсудить это» в стойкого оловянного солдатика, держащего в секрете смысл акции.

Объявление следующего дня. Что же произошло вчера утром? Каждый входящий в нашу школу выбирал одного из известных персонажей: Винни-Пуха, Пятачка, Кролика, Сову, Ослика Иа, Тигру. Мы выбирали тех, кто нам больше всего нравился (по крайней мере, в тот момент). Это означает, что мы выбирали персонаж с приятными нам чертами характера. Таким образом, прочитав условные характеристики героев, вы увидите, какие личностные качества  вам хотелось бы видеть в себе или ближайшем окружении. И самое главное! Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Наибольшей популярностью пользуются Тигра, Винни-Пух, Пятачок, Кролик. В итоге в голосовании были задействованы около 90%, приготовленных нами жетонов.

Одна из любимейших детьми психологических акций, - «Следопыт». Непосредственными исполнителями этого мероприятия являются дети. Сценарий проведения «Следопыта» крайне прост: участники получают бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, представленное на выполнение задания, определяет условия. Игра «Следопыт» позволяет решать самые различные задачи, вот некоторые из них:

- обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;

- развитие коммуникативных умений;

- сплочение детского или общешкольного коллектива;

- поднятие общего эмоционального тонуса;

- психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива.

Игра вызывает необычайный энтузиазм у детей, получивших возможность для удовлетворения собственной любознательности, даже самые флегматичные быстро втягиваются в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы. Взрослому коллективу удивительно и приятно такое неожиданное внимание к их личностям, особенно, конечно, нравится это людям, обслуживающим школу, не имеющим таких тесных контактов с ребятами, как учителя.        

 

3 День хорошего настроения:  «Своё настроение создаем сами!»

Для педагогического коллектива тоже была подготовлена игра-метафора «Мандала». Не секрет, что друзья не растут в огороде и... что педколлектив не прост во взаимоотношениях. Хотя можно спросить себя: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие-то особые условия? Такие, когда что-то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими. Цель игры: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.

Предлагалось немного отдохнуть и поиграть: «Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. (Три коробки пускаются по рядам.) Если передумали, можно взять другую... Хорошо... Итак, перед вами фигурка, которая нравится. Нарисуйте на ней ручкой с любым стержнем что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический. Уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что-то еще, близкое вам…». А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Красиво. Словно радуга... Здесь цветы, звезды, березка, солнце. Удивительно! Эти рисунки можно разглядывать часами... Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что форма в виде цветка, звезды — они назвали ее мандалой — выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок. Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью...

Наша мандала — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов.            Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

4 День изысканной вежливости и заботы о ближнем. День доброго общения: «Что можешь сделать сейчас, сделай сейчас, кто знает, сможешь ли ты сделать это потом?»

Четвертый день недели был посвящен Дню Толерантности и проходил он необычно. Мы решили провести социологический опрос среди обучающихся нашей школы. Для этого, в фойе школы поместили интерактивный  плакат, в течение всего дня, ребята, взрослые  отмечали цветным маркером, какое качество толерантности, на их взгляд, самое важное. Получилось удивительно.

 По итогам опроса,  мы сделали вывод, что качество, которое наиболее ярко характеризует толерантного человека, это - сострадание; на втором месте - уважение прав других; третье место - достоинство, милосердие, терпимость, принятие. Наша школа многонациональна, здесь учатся русские, армяне, украинцы, белорусы, поэтому мы в приоритет ставим такие воспитательные цели, которые соответствуют духу и настроению толерантности по отношению к каждому ребёнку и взрослому. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья  Викторовна Лазарева совместно с  подготовленным педагогическим  коллективом, помощью просвещенных родителей, уделяет огромное внимание процессу воспитания в школе. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со счетом и письмом. Учить принимать других такими, какие они есть. Неделя психологии «качнула» мир в сторону добра, мы попытались донести до участников акции, что быть толерантным – значит, быть современным.  Программа Дня была очень насыщена, в классах проходили  классные часы по теме Толерантность, Дружба, Азбука общения, Я и мои друзья.  Ребята с удовольствием участвовали  в викторине «Что такое толерантность?».  Самыми активными стали обучающиеся 7-11-ых классов, они отмечены грамотами.

А также в этот день мы могли проявить свои истинные чувства. Каждый участник психологической акции «Тайный друг» выбирал себе «объект» - и оказывал ему всякие знаки внимания так, чтобы он не догадался, кто его тайный друг. Мы попросили участников поделиться своими ощущениями. Что они чувствовали, когда оказывали знаки внимания? Какие реакции у своих «подопечных» наблюдали? Что им понравилось больше всего в своей роли «Тайного друга»? Атмосфера, не поддается описанию. Дети, взрослые, рассказывая о своих ощущениях, счастливо улыбались. Было тепло, уютно, у многих заблестели глаза от неожиданных радостных слез. Тех, кто делал подарки и получал их было намного больше, чем тех, кто только оказывал знаки внимания.

5 День мечты и реальности: «Все хорошо, что хорошо кончается».

«Каждая наша мысль создает наше будущее» 

Сегодня был удивительный день, когда обучающиеся 2-х  классов рисовали на асфальте рисунок на тему: «Мир моей души». Обучающиеся 1-х классов разукрасили удивительные мандалы. А третьеклашки с удовольствием делали «Гирлянду добрых дел». Обучающиеся среднего звена школы посвятили свои работы теме: «Счастье есть!». В итоге получился огромный проект, общешкольный рисунок «Школа - наш общий дом». Рисунки получились очень разные. Дети рисовали свой дом и себя, как часть единого мира. Иногда вокруг основного пространства появлялись маленькие островки, и на них «поселялись» одиночки или небольшие компании, пожелавшие отделиться. На других рисунках дети показали, что хотели бы изменить в жизни школы и т.д.

Обучающиеся, принявшие участие в конкурсах, были награждены дипломами по различным номинациям. Были отмечены особенно активные ребята, которые у себя в классе организовывали и проводили психологические акции и игры.

Предоставление ребенку возможности совершить свой личный выбор – один из важных принципов сопровождающей психологической работы. Но этот день был также посвящен социологическому опросу старшеклассников. Социальный педагог Ната Евгеньевна Мовчанюк провела акцию «Социологический опрос». Мы считаем ее очень полезной и привлекательной для старшеклассников. Действительно, в ней создается эмоциональный настрой; есть – выбор, предпочтение, самораскрытие через предъявление индивидуального выбора; есть также познавательные, просветительские, развивающие и многие другие элементы. Результаты интересны, информативны и познавательны. Они позволяют школе «побурлить» и выяснить, что она является целостным организмом с такими разными и одновременно схожими взглядами на жизнь. Опрос был посвящен выявлению ценностных ориентаций, жизненных устремлений в различных сферах жизни. Его вопросы не были связаны с сегодняшним днем старшеклассников, они предлагали им посмотреть на свою жизнь шире.

Конечно, неделя психологии не решила всех проблем классов, школы. И после проведения таких дней мы не стали идеальными. Да мы на это и не рассчитывали. Нам просто показалось важным, что:

- в играх и акциях всем было позволено, открыто проявлять себя, отношения друг к другу;

- дети избавлялись от накопившейся агрессии;

- участники почувствовали преимущество коллективного воздействия;

- было просто весело.

Огромную признательность и сердечную благодарность выражаем за помощь, сотрудничество и оказание содействия в организации подготовки и проведения «Недели психологии. Мир моей души» администрации школы:

Директору школы Беликовой Елене Александровне;

Заместителю директора по воспитательной работе Лазаревой Наталье Викторовне;

Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Гавриловой Ирине Анатольевне;

Заместителю директора учебно-воспитательной работе Шугаевой Любовь Васильевне;

Социальному педагогу Мовчанюк Нате Евгеньевне;

Педагогу-организатору Николаевой Наталье Владимировне;

Всему педагогическому коллективу школы.

Делаем это искренне, от всей души, потому что мы любим нашу школу, где создана  благоприятная атмосфера для детей, учитывающая их интересы и способности. Где уделяют большое внимание обучению, нравственному воспитанию, чувству ответственности и патриотизма.

 

Педагог-психолог Варламова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»